Мышление - процесс
познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным
отражением действительности.
Отставание в развитии
мышления -одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у
детей с ЗПР проявляется во всех
компонентах структуры мышления (Т.В. Егорова, У.В. Ульянкова, Т.Д. Пускаева,
В.И. Лубовской и др.), а именно:
в дефиците мотивационного
компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании
интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
в нерациональности
регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности
ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
в длительной
несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа,
синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР
неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в
словесно-логическом мышлении
(оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным
физическим преобразованием предмета).
Учитель, начавший
работал ь с ребенком с ЗПР, должен глубоко осознать благоприятный интеллектуальный
потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут
свободно перенести
усвоенный образец- прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса
обучения качество ученика — обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению
знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для
успешной коррекции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.
Перечислим основные
технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода
к учащимся при развитии у них мыслительной деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий