Особенности мышления


Мышление - процесс познавательной деятельности человека, ха­рактеризующийся обобщенным и опосредованным отражением дей­ствительности.

Отставание в развитии мышления -одна из основных черт, отли­чающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления (Т.В. Егоро­ва, У.В. Ульянкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовской и др.), а именно:
в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обуслов­ленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обоб­щения, сравнения;
в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наи­более значительно выражено отставание в словесно-логическом мыш­лении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится на­глядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Учитель, начавший работал ь с ребенком с ЗПР, должен глубоко осоз­нать благоприятный интеллектуальный потенциал данной категории детей: они восприимчивы к интеллектуальной помощи, могут свободно перенести усвоенный образец- прием в новые условия, что определяет важнейшее для процесса обучения качество ученика — обучаемость, т.е. способность к продуктивному усвоению знаний, умений, чужого опыта. Обозначенный потенциал является базой для успешной коррек­ции интеллектуальной деятельности в условиях специального обучения.
Перечислим основные технологические требования для форми­рования индивидуально-коррекционного подхода к учащимся при раз­витии у них мыслительной деятельности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий