Что мы знаем о диких жвотных.


Задачи:Закрепить в активном словаре названия   диких животных, их детенышей. Называть особенности внешнего вида, части их тела. Знать способы питания, передвижения, место обитания, приспособления к условиям, жизни, их повадки, голоса, отличительные признаки (  у ежа – иголки), какую пользу приносят, вред.Обогащение представлений о сезонных изменениях в окрасе и образе жизни диких    животных .Учить устанавливать сходство и различие изучаемых животных.
Примерный словарь:
Предметный: заяц, зайчонок, лиса, детеныши  диких животных, белка, волк, еж, медведь, лось (лосенок), кабан, нора, логово, берлога, дупло, корм, клык, рога, иголки, мех, шерсть, охотник.
  Туловище, брюхо, голова, морда, шея, хвост, копыта, рога, лапы, ноги, когти, зубы, клыки.   
 Глагольный:
Бегать, прыгать, скакать, лазать, спать, кормить, запасать, ловить, нападать, добывать (пищу), собирать, сушить, прятаться, дрожать, убегать, догонять, искать, выслеживать, сворачиваться (клубком).
Жить, лежать, плавать, нырять, ловить, греться, возить, помогать, ползать.Бежать, прыгать, добывать, качать, купаться, греться, выслеживать ( добычу), притаиться, рычать.
Качественный:
     Дикий , хищный, слабый, сильный, хитрый, осторожный, быстрый, ловкий, трусливый, пугливый, пушистый, лохматый, бурый, косолапый, неуклюжий, страшный, злой, голодный, рыжий, серый, белый,  короткий, длинный, заячий, беличий, медвежий, полезный.
 Словарь наречий: быстро, ловко, опасно, трудно, легко, холодно, страшно, впереди, позади, медленно, лениво, красиво, холодно,, глубоко, далеко, близко, низко, высоко, вверх, вниз, жарко.
Словообразование, словоизменение:
1.Образование существительных мн.ч И. Р.п. ( волк-много волков).
2.Образование глаголов от звукоподражаний : «Кто как голос подает?» : Медведь — рычит; кабан — ... волк — ... сова — ...
3.Образование прилагательных от существительных (сила – сильный).
4.Образование наречий от прилагательных (быстрый – быстро).
5.Образование слов с уменьшительно- ласкательным и увеличительными значениями (волк – волчок – волчище).
6.Образование притяжательных  прилагательных (У кого чей хвост? У кого чьи уши? Чьи уши у медведя? у белки? у оленя? у рыси? у куницы?.Чей хвост у лисы? — Лисий. (волчий, медвежий, куний и т. д.).
Чьи уши у медведя? — Медвежьи. у зайца? у волка? у барсука? у соболя?  ..
7.Оазование сравнительной степени прилагательных (быстрый – быстрее).
8.Образование сложных прилагательных (косоглазый, длинноухий, косолапый,  кровожадный, травоядные).
9.Образование однокоренных слов (конь –конюх – конюшня).
10.Подбор многозначных слов (иголки у ежа, у сосны, у елки, для шитья).
11.Образование названий детенышей животных, существительных с суффиксом –ОНОК, ЕНОК, АТ, ЯТ (медведь – медвежонок).
12.Образование и правильное употребление окончаний глаголов мн.ч от глаголов ед.ч (грызет – грызут).
Формирование грамматических форм:
1.Согласование существительных с прилагательным в роде, числе (лисья морда).
2.Согласование существительных с числительным в роде, числе ( 1-5, 1-10: белка, заяц, волк, медведь,лиса. С усложнением- + прилагательное : серый волк, рыжая лиса, полосатый барсук…).
3. Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря по изучаемой теме.  «Кто чем защищается?» (Кабан защищается клыками); О чем думают животные?» Медведь в берлоге думает о... (меде). Еж в норе думает о... (яблочке). Белка в дупле думает о... (грибе). Лиса в норе думает о... (курочке). Волк в логове думает о... (козленке). Барсук в норке думает о... (мышке). Заяц под кустом думает о... (морковке). Лось под деревом думает о... (травке).
4. Практическое употребление в речи предлога в.  «Где звери живут?» На наборном полотне — картинка с изображением леса.  Выставляются  поочередно картинки с изображением ди­ких животных :   
(Волк живет в лесу.  Лиса живет в лесу.  Медведь живет в лесу.  Заяц живет в лесу. Белка живет в лесу.
Ежик живет в лесу.
«-Кому это нужно?» Усвоение категории дательного падежа.
  Используются  картинки из любого лото: мед, рыба, малина, курица, цыпленок, заяц, мясо, колбаса, морковка, капуста, орехи, грибы, яблоко, мышка: «Кому нужен мед?» Дети отвечают: «Мед нужен медведю». И так далее.
5. Усвоение слов-антонимов. «Длинный или короткий ?»  
У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).  У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).
У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий). У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).  
У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный). У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).



Развитие связной речи:
1.Составление предложений по опорным словам ( логово, в,  волк, живет).
2.Составление распространенного предложения с обстоятельством места  ( Лиса живет в норе…).
3.Составление распространенного предложения с однородными членами  «Кто это?»  
Картинка с изображением взрослого животного и его детеныша. Проговаривать предложение частями, дети повторяют.
Это лиса и лисенок, лисенок — детеныш.
Это медведь и медвежонок, медвежонок — детеныш.
Это волк и волчонок, волчонок — детеныш.
Это еж и ежонок, ежонок — детеныш.
Это заяц и зайчонок, зайчонок — детеныш.
 4.Составление сравнительных конструкций  Белка живет на дереве, а волк  на земле. «Назови картинки».  
  Дети (по 2 человека) берут  любую картинку. Остальные дети комментируют:
У Тани волк, а у Светы лиса.  У Коли медведь, а у Сани заяц.  У Маши белка, а у Миши ежик. И так далее.
 5.Составление сложносочиненного предложения с союзом «А», «И» (лиса – дикое животное, а кошка домашнее).
 6.Составление сложноподчиненного предложения  с союзами «потому что», «чтобы».
 7.Составление  рассказа по сложной картине, по серии картин.
 8.Пересказ рассказа по плану, по опорным картинкам.
10.Составление рассказа-описания по игрушке, по предметной картинке, по опорной схеме.

Развитие связной речи. Пересказ с опорой на вопросы.(4-5 лет)
Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы "выбежала", "побежала", "убежала".
Лиса
Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить водички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул.
- Кто выбежал на полянку?
- Куда побежала лиса?
- Что было потом?

ЕЖИНАЯ СЕМЕЙКА
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а малень­кие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
-Аня, не трогай их, — сказал Егор, — ежата совсем еще маленькие.
Я только поглажу ежат, — ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Вопросы: Где жила семья ежей? Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели? Кто нашел ежат?
Что случилось на следующий день?

Заяц зимой
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.
- Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов?

Рассказ-описание «Лиса»:
«Лиса — это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной».
 Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность (5-7 лет)
Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.


                                         
  Речевая подвижная игра.
  Импровизация ритмических движений: на каждую строчку — четыре однотипных движения.
Медвежонок -- топ-топ,
А ежонок — хлоп-хлоп,
А волчонок - щелк-щелк,
А зайчонок - скок-скок,
А лисенок — шмыг-шмыг,
А лосенок — брык-брык
А рысенок — прыг-прыг

«Повадки зверей»
У нас славная осанка,                   (Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк - волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся.
Ежик сладко потянулся.


Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Зайчик
Зайчик серый скачет ловко,
В лапках у него морковка.
(Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)

На лужок»
На лужок пришли зайчата,           (Сгибать пальцы в кулак в ритме потешки.
Медвежата, барсучата,                   При перечислении животных считать пальцы на обеих
Лягушата и енот.                             руках поочередно)
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки  (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.   (Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.
— Мальчик с пальчик, Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
— Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается
с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно сгибаются кланяются.)
И. Лопухина
Мама мишек будит рано.
(Сжать пальцы в кулаки, чуть-чуть приподняв указательный и мизинец. Пальцами обеих рук изобразить мишек.)
Не встают они с дивана!
(Удивленно пожать плечами.)
— Эй, Большак! Вставай скорей!
(Разогнуть указательные пальцы и указать на дверь.)
— Ну, а ты, лентяй Указка,
(Разогнуть указательные пальцы и указать па дверь.)
У тебя засохла краска!
(Изобразить руками ведро.)
Вы должны с Середняком
(Разогнуть средние пальцы и произвести плавные движения кистями рук, как кисточкой.)
Побелить амбар и дом.
Безымянный, мой бедняжка!
(Погладить безымянный палец пальцами другой руки.)
Знаю, болен был ты тяжко.
Пожалею я тебя,
(Прижать безымянный палец к ладони и погладить его.)
Полежи еще два дня.
Ты, Мизинчик-малышок,
(Разогнуть мизинцы.)
Роста у тебя — вершок!
(Показать, какого роста мизинец.)
Но зато проказ и драк
(Погрозить мизинцу пальцем.)
Сосчитать нельзя никак.          Е. Карельская

 Мимические упражнения
Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувше­гося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы).

 Упражнения для мышц шеи
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Бобры пилят дерево.
Круговое движение нижней челюсти.

Упражнения для щек и губ
Зайчик.
Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
Сердитый волк.
Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Сердитая рысь.
Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
Ежик фыркает.  Вибрация губ.
  Упражнения для языка
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка  цокает.
Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык  «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рог себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.           И. Лопухина

 Развитие речевого дыхания и голоса
Ежики принюхиваются.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)
Кто как голос подает.
Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».  Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су,  Зайка, где ты был?» —  «В лесу.  За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»

Психогимнастика. Пластические этюды
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре.
Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца, медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.

Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся
Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах.        Дж. Ривз

Мишка
Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет —
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.                  Ф. Бобылев


Работа над звуковой стороной речи  «Договори слово».
  Прочитать стихотворение и выставить  картинки. Дети договаривают слова.
Шла по лесу девочка,
Вот с бельчонком белоч...(ка),
Вот лисица и  лисе...(нок),
Вот волчица и волчо...(нок),
Вот зайчиха и зайчо...(нок),
Вот ежиха и ежо...(нок)
И без мамы медвежо...(нок).

Игровые упражнения:
  • «Кто как голос подает»,   на подбор глаголов к существительным.
Лиса - тявкает. Медведь - ... Волк - ... Белка - ... Еж - ..
  • "Назови семью"
    Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
    Папа - волк, мама - ..., детеныш - ...
    Папа - еж, мама - ..., детеныш - ...
    Папа - заяц, мама - ..., детеныш - ...
    Папа - лис, мама - ..., детеныш - ...

  • «Чья семья?»
  (Волк, волчица и волчонок — это волчья семья. И т. д.)  

  • Какое слово не подходит?
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица. Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
Вопросы на засыпку: У кого больше лап – у зайца или у медведя? Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?..
  • «Телефон» Взрослый тихо называет ребенку трех животных, а он шепчет эти названия на ухо следующему и т. д.
  • «Сколько детенышей?»
  У лисы... (два лисенка) У зайца... (три зайчонка). У волка... (четыре волчонка).У медведя... (один медвежонок). У ежа... (пять ежат).У зайца... (пять зайчат).
Я видел зайца и зайчонка.
Я видел медведя и медвежонка.
Я видел ежа и ежонка.
  • «Кого видели в лесу?» - прогулка в лес.  Составление предложений с однородными членами.  
Дети с  воспитателем  «идут» на прогулку в лес (игровой уголок). Каждый ребенок   должен сказать, кого он видел в лесу. Используются картинки.
Я видел лису и лисенка.
Я видел волка и волчонка

Далее   для  стимуляции  речевой  активности , дети  вместе с  воспитателем рассказывают о животных:
-Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе.- Вот мед­ведь, он большой, косолапый, медведь живет в берлоге. -Вот белка, она маленькая, ловкая, белка живет на дереве. -Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет под кустом.   И  так далее. Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о животных.
  • «Какие?» Подбор прилагательных к слову «животные»:
травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т. д.
  • «Кто кем был?»   Закрепление названий детенышей животных.
Медведь был... (медвежонком). Ежик был... (ежонком). Лиса была... (лисенком). Лось был... (лосенком). Волк был... (волчонком). Барсук был ... (барсучонком). Белка была... (бельчонком)- Заяц был... (зайчонком). Кабан был... (поросенком).
  • «Чей детеныш?» Усвоение притяжательных прилагательных.
Лисенок — это лисий детеныш.  
·         Кто с кем живет ?»   Закрепление и расширение словаря по изучаемой теме.
Волк живет с волчицей и волчатами. И т. д.
·         «Загадочное животное». Дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова:
 медволк, зайжик, белса, барведь, лилень, кошца, собашадь.
  • «Кто за кем бегает?» Употребление конструкции с предлогом за.
Волчонок бегает за... (волком). И т. д.
  • «Кто с кем играет?» Употребление конструкции с предлогом с.
Лиса играет с... (лисенком). И т. д.
  • «Кто кого кормит?» Усвоение категории родительного падежа.
Волк кормит... (волчонка или волчат). И т. д.
  •  "Кто у кого"
    У медведицы - медвежонок (медвежата). У лисицы - ... У белки - ... У волчицы - ...
    У ежихи - ... У зайчихи - ...

  • Упражнение "Угадай кто это?" -   подбирать существительные к прилагательным.
Бурый, косолапый, неуклюжий ...
Серый, зубастый, страшный ...
Хитрая, пушистая, рыжая ...
Маленький, длинноухий, пугливый ...
Серый ..., косолапый ..., хитрая ..., колючий ...
  • "Назови ласково"
    Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса - ... Медведь - ... Волк - ... Еж - ... Белка - ...
  • Упражнение "Кому что дадим?" на употребление дательного падежа существительного.
Мясо дадим волку. Малину и мед - ... Морковку, капусту - ... Яблоко, мышку - ... Орехи и грибы -
  • Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.
Один волк в лесу, а в стае много волков.
Одна белка - много ... И т.д.
  • Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.
  • Упражнение "Чей хвост?". Учимся образовывать притяжательные прилагательные.
    Желательно использовать картинки с изображением хвостов животных.
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос "Чей это хвост?"
Как закрепление материала желательно выполнить упражнение "Измени слова по образцу".
 Нос лисы - лисий нос. Лапа лисы - лисья лапа. Глаза лисы - ... Нора лисы - ... И т. д.


Объяснить  пословицу.   Волк — не пастух, свинья —- не огородница
Обводка плоских изображений диких   животных.
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий