ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Задания для обследования уровня сформированности грамматических средств языка.

1. Образование множественного числа существительных от существительных единственного числа.
Образец. Один мяч - Как мы скажем, если мячей много?- мячи.
Один стул - _______________ (стулья).
Одно яйцо - _______________ (яйца).
Одна сумка - _______________ (сумки).
Один кот - _______________ (коты).
Один дом - _______________ (дама).
Одно ухо - _______________ (уши).
2. Образование родительного падежа множественного числа существительных. Образец. Есть мосты - (нет чего?) мостов.
Есть дома -  __________________________ (домов).
Есть стулья -  __________________________  (стульев).
Есть пчёлы - __________________________  (пчел).
Есть вёдра -  __________________________  (вёдер).
Есть уши - __________________________  (ушей).
3. Образование творительного падежа существительных (значение орудийности).
Образец. Суп едят (чем?) - ложкой.
Гвоздь забивают -  __________________________ (молотком).
Бумагу режут —  __________________________  (ножницами).
Землю копают -  __________________________   (лопатой).
4. Согласование прилагательных с существительными.
Образец. Шар синего цвета (какой?) - синий.
Машина синего цвета - __________________________  (синяя).
Платье синего цвета -  __________________________  (синее).
Глаза синего цвета -  __________________________  (синие).
Цветы красного цвета -  __________________________  (красные).
Флажок красного цвета -  __________________________  (красный).
Солнышко красного цвета - __________________________ (красное).
Звезда красного цвета -  __________________________ (красная).
5. Сочетание существительных с числительными.
Образец. Один дом, два дома, пять домов.
Одноухо, два  ___________________, пять  ___________________  (уха, ушей).
Один помидор, два_________________ , пять _________________ (помидора, помидоров).
Один стул, два ___________________ , пять ___________________ (стула, стульев).
Одна кукла, две ___________________, пять ___________________ (куклы, кукол).
Одна ручка, две ___________________ , пять ___________________ (ручки, ручек).
Одна сказка, две ___________________, пять ___________________ (сказки, сказок).
6. Образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Образец. Она поливала - он (что делал?) поливал.
Она купила - он ___________________ (купил).
Она надела - он ___________________ (надел).
Она играла - он  ___________________ (играл).
7. Предложно-падежные формы.
Образец. Где находится ложка? - Ложка лежит в стакане.
стакане)     (на стакане)        (под стаканом)            (перед стаканом)          (за стаканом)
Образец. Откуда выглядывает котёнок? - Котёнок выглядывает из ящика стола.
(из ящика стола)                                     (из-под кресла)                                      (из-за тумбочки)

Задания для обследования навыков словообразования

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образец. Большой дом - маленький домик.
Большая тумба -___________________ (тумбочки).
Большой стул - ___________________ (стульчик).
Большая кость -___________________ (косточка).
Большой гриб - ___________________ (грибок).
Большая лиса - ___________________ (лисичка).
2. Образование относительных прилагательных.
Образец. Матрёшка из дерева (какая?) - деревянная.
Сумка из кожи - ___________________ (кожаная).
Ручка из пластмассы - ___________________ (пластмассовая).
Стакан из стекла - ___________________ (стеклянный).
Торт из шоколада - ___________________ (шоколадный).
Конверт из бумаги - ___________________ (бумажный).
3. Образование притяжательных прилагательных.
Образец. У лисы хвост (чей?)- лисий хвост.
У зайца хвост -___________________ (заячий).
У льва хвост - ___________________ (львиный).
У волка хвост - ___________________ (волчий).
У медведя хвост - ___________________ (медвежий).
У кошки хвост - ___________________ (кошачий).
У лошади хвост -___________________ (лошадиный).
У коровы хвост - ___________________ (коровий).
4. Образование сложных слов.
Образец. Рыбу ловит (кто?) - рыболов.
Лес рубит - ___________________ (лесоруб).
Воду возит- ___________________ (водовоз).
Трубы чистит - ___________________ (трубочист).

Комментариев нет:

Отправить комментарий