Задания для обследования уровня сформированности
грамматических средств языка.
1.
Образование множественного числа существительных от существительных
единственного числа.
Образец. Один мяч - Как мы скажем, если
мячей много?- мячи.
Один стул
- _______________ (стулья).
Одно яйцо
- _______________ (яйца).
Одна сумка
- _______________ (сумки).
Один кот -
_______________ (коты).
Один дом -
_______________ (дама).
Одно ухо -
_______________ (уши).
2.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Образец. Есть мосты - (нет чего?)
мостов.
Есть дома
- __________________________ (домов).
Есть
стулья - __________________________ (стульев).
Есть пчёлы
- __________________________ (пчел).
Есть вёдра
- __________________________ (вёдер).
Есть уши -
__________________________ (ушей).
3.
Образование творительного падежа существительных (значение орудийности).
Образец. Суп едят (чем?) - ложкой.
Гвоздь
забивают - __________________________ (молотком).
Бумагу
режут — __________________________ (ножницами).
Землю
копают - __________________________ (лопатой).
4. Согласование прилагательных с
существительными.
Образец. Шар синего цвета (какой?) - синий.
Машина
синего цвета - __________________________
(синяя).
Платье
синего цвета - __________________________ (синее).
Глаза
синего цвета - __________________________ (синие).
Цветы
красного цвета - __________________________ (красные).
Флажок
красного цвета - __________________________ (красный).
Солнышко
красного цвета - __________________________ (красное).
Звезда
красного цвета - __________________________ (красная).
5.
Сочетание существительных с числительными.
Образец. Один дом, два дома, пять
домов.
Одноухо,
два ___________________, пять ___________________ (уха, ушей).
Один
помидор, два_________________ , пять _________________ (помидора, помидоров).
Один стул,
два ___________________ , пять ___________________ (стула, стульев).
Одна
кукла, две ___________________, пять ___________________ (куклы, кукол).
Одна
ручка, две ___________________ , пять ___________________ (ручки, ручек).
Одна
сказка, две ___________________, пять ___________________ (сказки, сказок).
6.
Образование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Образец. Она поливала - он (что делал?)
поливал.
Она купила
- он ___________________ (купил).
Она надела
- он ___________________ (надел).
Она играла
- он ___________________ (играл).
7.
Предложно-падежные формы.
Образец. Где находится ложка? - Ложка
лежит в стакане.

(в стакане)
(на стакане) (под стаканом) (перед
стаканом) (за стаканом)
Образец. Откуда выглядывает котёнок? -
Котёнок выглядывает из ящика стола.

(из
ящика стола) (из-под
кресла) (из-за
тумбочки)
Задания
для обследования навыков словообразования
1.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образец. Большой дом - маленький домик.
Большая
тумба -___________________ (тумбочки).
Большой
стул - ___________________ (стульчик).
Большая
кость -___________________ (косточка).
Большой
гриб - ___________________ (грибок).
Большая
лиса - ___________________ (лисичка).
2.
Образование относительных прилагательных.
Образец. Матрёшка из дерева (какая?) - деревянная.
Сумка из
кожи - ___________________ (кожаная).
Ручка из
пластмассы - ___________________ (пластмассовая).
Стакан из
стекла - ___________________ (стеклянный).
Торт из
шоколада - ___________________ (шоколадный).
Конверт из
бумаги - ___________________ (бумажный).
3.
Образование притяжательных прилагательных.
Образец. У лисы хвост (чей?)- лисий хвост.
У зайца
хвост -___________________ (заячий).
У льва
хвост - ___________________ (львиный).
У волка
хвост - ___________________ (волчий).
У медведя
хвост - ___________________ (медвежий).
У кошки
хвост - ___________________ (кошачий).
У лошади
хвост -___________________ (лошадиный).
У коровы
хвост - ___________________ (коровий).
4. Образование сложных слов.
Образец. Рыбу ловит (кто?) - рыболов.
Лес рубит
- ___________________ (лесоруб).
Воду
возит- ___________________ (водовоз).
Трубы
чистит - ___________________ (трубочист).
Комментариев нет:
Отправить комментарий