Начало обучения процессам чтения и
письма (грамоте) – один из сложных этапов в жизни дошкольника как в
психологическом, так и физиологическом плане, так как многие системы организма
не готовы к новым нагрузкам. Понятие готовности к обучению грамоте старших
дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых
компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений,
пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные
представления, сформированность фонематической системы.
Несформированность данных компонентов
может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.
Важной предпосылкой овладения речью (как
устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой
моторики рук, речевой моторики.
Высокий уровень развития мелкой моторики
говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической
готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие
мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры
головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание,
слухо-зрительно-моторная память.
Для обучения грамоте детей старшего
дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных
представлений. Пространственные представления включают в себя не только
определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов
относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и
звуков в слове в процессе письма и чтения.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
-фонематическое восприятие;
-фонематическое представление;
-фонематический анализ и синтез.
Недоразвитие
одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к
затруднениям при овладении грамотой.
Почти у всех детей в начале занятий
наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные
боли. Эти отрицательные реакции тем выраженнее, чем меньше готов к этому
организм дошкольника. Одним из основных показателей успешного обучения является
состояние здоровья ребенка. Лучше справляются с умственной и физической нагрузкой
здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма.
Навыки
чтения и письма - это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма
формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с
устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с
внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий
смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания
речи говорящим или слушающим.
Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений
должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и
потребностями, близкими и понятными им.
Конечно, детьми должна быть
осознана и далекая цель – «научиться читать»,
но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке;
узнать, что написано под картинкой, прочесть слово, записать слово по картинке,
отгадку к загадке и т.д.
Владение письмом как видом речевой
деятельности требует выполнения еще большего числа операций. Пишущий должен
оформить свою мысль в виде предложения, точно
подобрав для этой цели слова и
спрогнозировать место каждого предложения среди других единиц текста,
осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая
при этом правила графика и орфографии, выполнить двигательно-графические
действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение
букв на строчке, их соединение и т.д.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий